Праздник «нового дня» – Навруз отметили в Калтасинском районе

21 марта многие народы мира отмечают Навруз. Это один из древнейших праздников, отмечаемый с незапамятных времён тюркскими народами, который был включён в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. История и традиции этого праздника объединили национальные культуры народов разных стран.

Навруз – праздник весны и солнца собрал в Краснохолмском общины башкир, татар, азербайджанцев. Они показали весь колорит и многообразие культуры своих народов и предложили гостям отведать национальные блюда, которые принято готовить к этому дню.

Калтасинский район – многонациональный, поэтому участниками праздника, который не ограничился застольем, а вылился в яркое, зрелищное представление, стали творческие коллективы всех национальностей, населяющих наш край.

В переводе с фарси Навруз означает “новый день” – наступление Нового года по солнечному летоисчислению, который совпадает с весенним равноденствием. Его празднуют в Центральной Азии, на Кавказе, Ближнем Востоке, во многих регионах нашей страны, в том числе, и в Башкирии.

Считается, что этот праздник способствует продвижению ценностей, сохранению культурного разнообразия и укреплению дружбы между народами.

История праздника насчитывает много тысяч лет. Упоминания о нём можно найти в источниках, относящихся к I тысячелетию до нашей эры. В том числе – в главной книге зороастризма – «Авесте». Согласно священному тексту, каждую весну все жители земли должны были отмечать годовщину возрождения жизни, которая проявляется в шести видах (обновление неба, воды, земли, растений, животных и человека). В тот период на территории древнего Ирана почитался культ Солнца, как источника жизни на земле. Поэтому в этом регионе возник солнечный календарь, который до сих пор официально используется в современном Иране и Афганистане. В нём началом года считается день весеннего равноденствия (1 число месяца фарвардин, или 21 марта). Это и есть Навруз – праздник Нового года и весеннего обновления.

Праздник весеннего обновления считался там главным праздником года. Древнегреческий историк Страбон писал: «В самые древние, давние времена жители Междуречья собирались в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся и угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь».

Традиции и обряды празднования Навруза в каждом регионе разные, но их объединяют некоторые особенности. В большинстве стран перед праздником готовят символический огонь и воду, традиционные танцы заканчиваются перепрыгиванием костров и ручьёв.

В Иране такие пляски проходят в последнюю среду перед Наврузом и известны под названием Чаршанбех Сури или Чаршанбех-е Аташ. В Азербайджане этот обычай осуществляется за четыре среды перед празднованием Навруза.

Во многих местах проведения Навруза семьи запасаются водой в последнюю среду года, а в Киргизии все тары в доме должны быть наполнены накануне праздника. Считается, что это принесёт обилие в дом в новом году и отгонит невзгоды.

Другой традицией Навруза является посещение кладбища перед праздником, куда люди приносят свечи, поминая умерших. В Казахстане накануне Навруза ставят две свечи перед входной дверью дома. В Азербайджане этот обряд проходит на второй день Навруза, известный как Родительский день.

В день Навруза люди идут друг к другу в гости и дарят подарки. Детям часто дарят маленькие игрушки, по традиции они играют с художественно оформленными яйцами. Семьи и местные сообщества делятся друг с другом традиционным угощением, которое состоит из варёного риса и овощей с различными местными продуктами. В Киргизии праздничная трапеза является общественной церемонией в определенных местах города, где готовят Нооруз Кедже или Чон Кедже, суп из бычьего мяса.

Повсеместной традицией Навруза является приготовление праздничного стола, на нём размещают ряд предметов – символический дар Солнцу для богатого урожая. Так, на стол ставят зеркало и зажигают свечи по числу членов семьи. Их нельзя гасить, пока они не догорят до конца.

Главным блюдом Навруза является суманак или сумаляк – сладкая каша из проросших зёрен пшеницы. На столе также должны присутствовать продукты, символизирующие непорочность, свет, обилие, счастье и плодородие в Новом году. По традиции на скатерть нужно выставить семь яств, название которых начинается с буквы “син”: сипанд (семена руты), себ (яблоко), сиахдане (чёрные косточки), санджид (дикая маслина), сирке (уксус), сир (чеснок) и сабзи (проросшее зерно). В Иране в него входят: секке (монета), серке (уксус), сир (чеснок), сумах (специя), саману (блюдо из проросшей пшеницы), санджед (ягода лоха) и сабзе (зелень, пророщенные в воде семена льна и злаковых). В Афганистане в такой набор входят грибы (сомарэк).

В Азербайджане главным блюдом праздника является плов, а также традиционные сладости – шекербура, пахлава и гогал. Все они имеют символическое значение: шекербура – символ новолуния, пахлава – символ звёзд, а гогал – символ солнца. Сямяни халвасы – также один из символов Навруза. Состав этой халвы простой, но готовить ее сложно: на это уходит около двух недель.

Навруз всегда сопровождается народными гуляньями, концертами, спортивными соревнованиями, красочными выставками.

Гостей праздника, в числе которых были представители руководства муниципалитета – заместители главы администрации Алексей Горев и Файруза Гафарова, встречали участники башкирского и татарского национальных обществ. О своих традициях празднования Навруза также рассказали участники азербайджанского общества, проживающие в Краснохолмском не первый год.

Все желающие смогли принять участие в спортивных состязаниях. Любители многоборья испытали свою силу и ловкость, а зрители получили массу позитивных эмоций.

А продолжилось всё концертом со множеством ярких, зрелищных номеров талантливых артистов, фольклорных коллективов, бережно сохраняющих творческое наследие предков.